Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху впервые заявил, что он признает Геноцид, совершенный Османской империей против армян, ассирийцев и греков в начале XX века, сообщает The Times of Israel․
На вопрос о том, почему Израиль не признает Геноцид армян, Нетаньяху ответил: «Думаю, признали. Кажется, Кнессет принял резолюцию по этому поводу».
На вопрос, почему ни один премьер-министр Израиля не признал Геноцид, Нетаньяху отвечает: «Я только что это сделал».
В 2001 году, когда отношения с Турцией находились на пике, тогдашний министр иностранных дел Шимон Перес открыто отверг «армянские обвинения», осудив их как попытку провести параллель с Холокостом.
«Ничего подобного Холокосту не произошло. То, что пережили армяне, — это трагедия, но не геноцид», — сказал он.
А почему Нетаньяху так внезапно решил признать Геноцид армян? Сейчас, когда никто с армянской стороны не ведёт дипломатическую работу в этом направлении. Более того, премьер-министр и министр иностранных дел Армении заявляют, что признание Геноцида армян не входит в число приоритетов РА. Возможно, дело в том, что в геополитическом плане это очень удобно Израилю, особенно Нетаньяху, в контексте израильско-турецкой напряжённости, геноцида в секторе Газа и международных обвинений в адрес Израиля.
Обвинения в геноциде палестинцев были выдвинуты против
Израиля в Международном суде в Гааге и в различных органах ООН. В таких
условиях Нетаньяху, признавая Геноцид армян, пытается показать, что он не
отрицает его, а, напротив, готов открыто выступить и осудить преступление
геноцида.
В зарубежных СМИ, особенно на Западе, действия израильского правительства часто сравнивают с Геноцидом армян или Холокостом. Уже много лет Эрдоган представляет миру Израиль в качестве военного преступника, а во время войны в секторе Газа обвинил в геноциде.
Действия Нетаньяху можно рассматривать как ответный удар: «Вы тоже совершили Геноцид и мы говорим об этом именно сейчас».
Признание Геноцида иногда воспринимается как демонстрация
всеобщей чувствительности к преступлениям против человечности. Таким образом,
Нетаньяху пытается представить Израиль не как страну, которая совершила
Геноцид, а как государство, признающее и осуждающее подобные преступления.
Заявление Нетаньяху одновременно преследует две цели:
Внешнеполитический – ослабить роль Турции и использовать вопрос Геноцида армян как политическое оружие.
Международный — на фоне обвинений в Геноциде попытаться представить Израиль не как государство, отрицающее, а как «признающее и осуждающее».
Можно сказать, что это не только результат проблем с Турцией, но и попытка самозащиты Израиля от обвинений в Геноциде.
Независимо от мотивов заявления Нетаньяху, МИД Армении даже не выразил благодарности Израилю за признание Геноцида армян и не призвал придать его законную силу.
Пассивность армянской стороны – отсутствие благодарности или четкого шага правовых действий – в очередной раз показывает, что у Армении нет скоординированной политики по такому важному вопросу, как признание Геноцида армян.
Поэтому,
каким бы важным и символичным ни был этот шаг, он будет иметь реальное влияние
только в том случае, если дипломатия Армении сможет использовать его в качестве
инструмента на международной арене.